Анафора – это стилистическая фигура художественной речи, которая позволяет объединить частички фраз, стихов либо полустиший, а также речевых отрезков, при помощи повторения отдельного звука, какого-либо определённого слова или выражения.
Как и другие повторения слов и выражений, анафора и эпифора используются для придания стиху особой выразительности, подчёркивания наиболее важных мыслей, которые автор желает донести до читателя. Благодаря данному приёму усиливается эмоциональный фон, выделяется кульминационный момент произведения, объединяются в единое составляющее различные компоненты. Этот стилистический приём применяется, как правило, в начале предложений и фраз, абзацев и стихотворных строф произведения.
Ярким примером анафоры в стихах могут послужить слова широко известного романса:
«Очи чёрные, очи страстные!
Очи жгучие и прекрасные!»
В этих строках слово «очи», несколько раз повторяющееся, демонстрирует, как автор желает подчеркнуть свои чувства восторга и любования красотой. Тут анафоры — это выражение эмоций автора.
Достаточно неплохо просматриваются классические анафоры и в песне «Олеся» беларуских музыкантов из Советского Союза:
Живёт в белорусском полесье
Кудесница леса – Олеся,
…
Олеся, Олеся, Олеся!
Так птицы кричат, так птицы кричат,
Так птицы кричат в поднебесье.
Здесь анафоры – это слова «живёт», «Олеся», «как» и словосочетание «Так птицы кричат». Именно на этой мысли автор делает акцент, чтобы читатель/слушатель ухватил этот посыл.
Кроме того, анафора – это может быть ещё и само стихотворение, где все слова каждой строки начинаются с одного и того же звука, например:
Лучистый лён любовно лепит
Люблю лукавых лилий лепет
Гораздо реже данная фигура используется в прозе, поскольку довольно сложно применить её должным образом. Самой распространённой ошибкой в процессе применения анафор и эпифор в тексте становится, в результате, схожесть с тавтологией. Тем не менее, подобным стилистическим оборотом довольно часто и успешно пользуются ораторы во время выступлений, чтобы расставить соответствующим образом акценты в своих лекциях или общественных речах.
Подобного вида повторения словосочетаний, звуковых сочетаний и отдельных слов используются также в конце предложений расположенных рядом или на небольшом расстоянии ритмических рядов: стихов, строф. Но данный приём носит иное название – эпифора. В качестве примера рассмотрим куплет песни из фильма «Гусарская Баллада»:
«Меня зовут юнцом безусым,
Мне это, право, это, право, всё равно.»
А также в том же произведении:
«Зато не величают трусом
Давным-давно, давным-давно, давным-давно …»
Таким образом получаем вывод, что эпифора и анафора являются друг для друга противоположностями по своему смыслу, поскольку эпифора подытоживает повествование, закрывая его, а не делая важные акценты на конкретной мысли!
Поскольку анафора – это, по сути, стилистический приём, отличающийся повторением не только слов, но и звуков, словосочетаний и даже синтаксических конструкций, следует разобраться в том, какие её виды встречаются в литературе. Условно можно выделить такие анафоры:
Использование анафоры и эпифоры позволяет придать произведению художественной красоты и расставить нужные точки, чтобы выразить все переживания или основные мысли. Анафоры использовались всегда, но существуют все же модные тенденции, которые были актуальны для литературы 19, 20 и 21 веков, и в разные годы чаще использовались разные варианты анафор.