Содержание
В слове «поняла» ударным является гласный окончания — «понялА»
Выясним, куда ставить ударение в слове «поняла», учитывая, что во многих словах русского языка ударение подвижное и разноместное. Оно легко может переходить в формах одной и той же лексемы с корня на приставку или окончание.
Разноместность и подвижность ударения в словах русского языка подтверждает глагол «понять». Образуем формы прошедшего времени, различающие родовой принадлежностью и категорией числа:
В повседневной речи особенное сомнение вызывает произношение формы женского рода. Как правильно ставить ударение:
«пОняла», «понЯла» или «понялА»?
Чтобы выяснить, на какой слог ставить ударение, разделим интересующее нас слово на фонетические слоги в соответствии с количеством гласных звуков, содержащихся в нём:
по-ня-ла́
Это трехсложное слово правильно скажем, если выделим голосом гласный последнего слога или окончания:
поняла́ — корень/суффикс/окончание.
Графиня, казалось, поняла́, что от неё требовали; казалось, она искала слов для своего ответа (А. С. Пушкин. Пиковая дама).
Сравним произношение форм прошедшего времени глагола «понять»:
поня́ть — он по́нял, оно по́няло, она поня́ла.
В начальной форме, инфинитиве, и в слове «понявший» ударным является гласный второго слога. В формах мужского и среднего рода прошедшего времени ударение уходит на первый слог, а в форме женского рода оно перемещается на гласный третьего слога.
Такое подвижное и разноместное ударение наблюдается в формах прошедшего времени многих глаголов, например:
Понаблюдав за постановкой ударения в глагольных формах женского рода прошедшего времени, сделаем вывод, что чаще всего ударным является гласный последнего слога или окончания.
Отметим, что у односложных глаголов «красть» и «класть» во всех формах прошедшего времени сохраняется ударение на гласном первого фонетического слога:
Чтобы запомнить, как правильно ставить ударение в слове «поняла», прочтем отрывки из художественных произведений известных русских и зарубежных писателей.
Кроме того, она поняла́ со всей ясностью, что именно случилось то, о чем утром говорило предчувствие, и что она покидает особняк и прежнюю жизнь навсегда (М. Н. Булгаков. Мастер и Маргарита).
Та вдруг открыла глаза, посмотрела внимательно, как будто поняла́ что-то такое, встала со скамейки и пошла обратно в ту сторону, откуда пришла (Ф. М. Достоевский. Преступление и наказание).
Всю дорогу она шла, как невменяемая, и только по приходе домой поняла́, что случилось (Борис Пастернак. Доктор Живаго).
Она поняла́, что я думал о чём-то другом, и бросила на меня быстрый взгляд (Джек Лондон. Морской волк).