Содержание
В слове «километр» ударение следует ставить на третий слог — «киломЕтр».
Единицу длины, равную тысяче метров, называют километром.
Потом она двинулась вперед, километр за километром двигалась по морю водяная стена, взметая на гребне клочья пены, стремясь вперед со всевозрастающей яростью (Артур Конан Дойль. Маракотова бездна).
Иногда в бытовой речи слышится двоякое произношение интересующего нас слова:
Какое произношение является правильным с точки зрения орфоэпии русского литературного языка?
Чтобы выяснить это, разделим это слово на фонетические слоги. В слове имеется столько слогов, сколько в нем звучит гласных:
ки-ло-ме́тр.
Это трехсложное слово правильно произносится, если выделить голосом гласную «е» третьего слога.
За полями, на расстоянии киломе́тра, высилась насыпь железной дороги (Анатолий Рыбаков. Бронзовая птица).
Аналогично сложные слова, имеющие в морфемном составе второй корень -метр, произносятся с ударной гласной «е»:
Понаблюдаем за изменением по падежам и числам анализируемого существительного и правильной постановкой ударения в его формах:
Теперь они от нас не больше чем в киломе́тре, что доказывает, что лес тянется дальше чем на один киломе́тр в этом направлении, иначе они там не могли бы быть (Майн Рид. Водяная пустыня).
Как видим, во всех формах существительного ударение занимает устойчивое положение на третьем слоге, но в производных словах оно меняет свою фонетическую позицию, например:
Чтобы усвоить нормативное ударение в слове «километр», прочтем отрывки из произведений художественной литературы:
На десятом киломе́тре северо-восточного шоссе надо свернуть налево на грунтовую дорогу (Аркадий и Борис Стругацкие. Отягощённые злом или Сорок лет спустя).
Позади остались многие киломе́тры, много дней, проведённых в джунглях, а к цели они, казалось, почти не приблизились (Эдгар Берроуз. Поиск Тарзана).
По каменистым дорогам, тропинкам, прямиком через овраги и заборы, они исколесили кругом города по горам почти сто киломе́тров ( Алексей Толстой. Гиперболоид инженера Гарина).
Потом мы сидели в тишине и следили, как стрелка подползает к семи киломе́трам (Артур Конан Дойль. Маракотова бездна).