Содержание
Ударение в словах «банты», «бантов» правильно следует поставить на гласный «а» первого слога — бАнты, бАнтов.
В произношении слов «банты», «бантов» часто сомневаются, как правильно сказать:
Чтобы узнать это, воспользуемся орфоэпической нормой русского литературного языка.
Чтобы выбрать, куда следует поставить ударение в рассматриваемых словах, разделим их на фонетические слоги. В каждом слове имеется столько слогов, сколько в них гласных звуков:
Два гласных звука организуют два слога. Первый слог закрывает сонорный согласный, обозначенный буквой «н».
Это двусложные слова является формами множественного числа неодушевленного существительного «бант». Понаблюдаем за его изменением по падежам и числам (склонением) и за правильной постановкой ударения в формах единственного и множественного числа:
Как видим, у этого слова во всех его грамматических формах проявляется завидное постоянство постановки ударения на гласный первого фонетического слога. В русском языке это существительное относится к лексемам с фиксированным ударением. Ударение не переходит с гласного основы на гласные окончаний, как и в подобных словах:
Произношение слов «бантЫ», «бантОв» с ударными гласными окончаний является ошибочным.
В произношении словоформ анализируемого существительного отталкиваемся от постановки ударения в односложном слове «бант»:
бант — ба́нты, ба́нтов.
Предлагаем шутливые стихи Ирины Агеевой для прочного запоминания, на какой слог поставить правильно ударение:
Девочки надели ба́нты
И играют дружно в фа́нты.
Если есть в тебе тала́нты,
Повяжи на праздник ба́нты.
Без талантов если ты,
Повяжи себе банты́.
Аналогично поставим ударение на гласный первого слога при произношении форм множественного числа существительных «склады», «шарфы», «лифты».
Упражняемся в правильной постановке ударения в формах существительного «бант».
Ленточные ба́нты и цветочные букеты порхали там и там по платьям в самом картинном беспорядке, хотя над этим беспорядком трудилась много порядочная голова (Н. В. Гоголь. Мертвые души).
В ворота вошла скромная группа провожающих, на них были белые ба́нты, потому что покойник был молод (Чарльз Диккенс. Приключения Оливера Твиста).
Из неё торчали изрядно оттопыренные, точно узлами или ба́нтами завязанные, втрое и вчетверо сросшиеся орехи, спелые, готовые вывалиться из гранок, но ещё державшиеся в них (Борис Пастернак. Доктор Живаго).
Музыканты тоже готовились к встрече; все запасались у купцов лентами и ба́нтами для шпаг; хозяйки закупали хлеб, мясо и пряности (Александр Дюма. Виконт де Бражелон или Десять лет спустя).